Муниципальное казенное образовательное учреждение Пимено-Чернянская средняя общеобразовательная школа Котельниковского муниципального района



ПАСПОРТ

ПРОГРАММЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

 

Основание для разработки:           Федеральная целевая программа 

                                                                   «Дети  России», муниципальная

                                                                   программа  «Одаренные дети»                                                          

 

Основные разработчики                         Администрация МКОУ

программы:                                    Пимено – Чернянской СОШ  

 

Цель программы:

1.      Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного  образования.

2.      Формирование системы  социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.

 

Задачи программы:

- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки;

-  отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

- создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;

- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

 

Ожидаемые результаты реализации программы 

Реализации программа призвана способствовать:

- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов для работы с одарёнными детьми;

-  созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;

-   повышению качества образования и воспитания школьников;

-   формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.

 

Основные мероприятия программы

- создание  системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов  для работы с одарёнными детьми;    

- формирование системы работы с одаренными обучающимися;

-  формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы.

- введение сквозных факультативных и специальных курсов;

- повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания.

- увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, НОУ, фестивалях; повышение показателей успешности детей на  олимпиадах, конкурсах, соревнованиях различного уровня .

- изменение  показателей социального статуса, социального интеллекта и школьной   успеваемости.

- нормативное и методическое обеспечение деятельности,  направленной на работу с одаренными детьми

 

 

Сроки реализации Программы            2012 – 2015 гг.

1.Отличительные особенности одаренных детей

1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие воз­можности и проявления.                                                                                2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потреб­ность.                                                                                                                              3.Испытывают радость от умственного труда.

2.Категории одаренных детей

1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

2.Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в оп­ределенной области науки, искусства.

3.Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но об­ладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

   3.Принципы работы с одаренными детьми                                                       1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).

2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образова­тельных услуг.

4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через работу в НОУ.

5.Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивиду­альной работе с учащимися.

6.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

4. Сроки  реализации: 2012-2015 гг.

Этапы работы:

1 этап - аналитический - при выявлении одаренных детей учиты­ваются их интересы и успехи  в какой-либо деятельности: учебной, художественной, фи­зической и т.д.

Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными обучающимися в классе.

2 этап - диагностический - на этом этапе прово­дится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.

Цель: апробация системы работы с одаренными  обучающимися.

На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы,  зачеты, проектные задания и т.д.

3 этап - этап формирования, углубления и развития способностей  обучающихся.

Цель : создание условий  для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения для удовлетворения социального заказа родителей.

5.Основные направления реализации программы

  • выявление одаренных  обучающихся, заполнение карт одаренного ребенка (приложение 1);
  • создание банка данных «Одаренные дети» ;
  • разработка индивидуальных форм работы;
  • внедрение в учебный процесс  современных, интерактивных технологий;
  • использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
  • создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников  школы  при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;
  • развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит  школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, районных, областных,  всероссийских   олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;
  • включение старшеклассников в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, районные  ученические конференции ;
  • разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих инициатив учителей и  обучающихся   школы.

6.Условия успешной работы с одаренными учащимися.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми.
Учитель должен быть:
- увлечен своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
- знатоком во всех областях человеческой жизни.

7. Формы работы с одаренными учащимися.
-  групповые занятия с сильными учащимися;
- конкурсы;
-  участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- научно-исследовательские конференции.

 

8. Мероприятия по реализации программы

 

Мероприятие

Период  исполнения

Ответственные

1

Откорректировать список одаренных детей с указанием предмета.

Сентябрь Октябрь 2012

Классные руководители;    учителя-предметники

2

Диагностика  обучающихся по следующим направлениям:

  • Творческое мышление
  • Толерантность
  • Предпочтительные виды деятельности
  • Доминирование левого и правого полушария
  • Вы лидер?
  • Диагностика задатков и склонностей (по В.П. Симонову)
  • Поведенческая характеристика одарённых детей
  • Тест ШТУР

Ежегодно

Классные руководители

3

  Проведение семинаров-практикумов с учителями по вопросам выявления одаренных детей обучающихся.

Проведение совещания по результатам диагностирования способных, одарённых   обучающихся.

 Ежегодно

 

 Октябрь

Зам.дир.по УВР

4

Составление банка данных о школьниках, обучающихся на «5» и имеющих особые успехи  в изучении отдельных предметов, соотношение данных результатов с результатами диагностики

Ежегодно

Учителя - предметники

 

5

Проведение тестирования учителей на склонность к работе с одарёнными детьми

 первая четверть                2012 год

Зам.дир по УВР

6

Утверждение индивидуальных  программ по работе с одарёнными детьми

2012 – 2015

Зам. директора по УВР

7

 Осуществление контроля за выполнением образовательных программ и исследовательской деятельности одарённых детей

2013 – 2015

Администрация, руководители МО

8

Составление графика регулярных занятий с одарёнными  обучающимися.

2012– 2015

Учителя  – предметники,                            зам по УВР

9

Приобретение литературы, компьютерных программ  для организации работы с одарёнными детьми

Постоянно

Библиотекарь, учителя- предметники

10

Расширение сети курсов по выбору с учётом способностей и запросов обучающихся

В  течение года

Зам.дир. по УВР учителя - предметники

11

Осуществление индивидуального подхода к данной категории детей на уроках, используя дифференцированные карточки, ИКТ, дополнительный дидактический материал. Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей

Ежегодно

Учителя  - предметники

12

Привлечение  одарённых, обучающихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе.

2012 – 2015

Учителя  - предметники

13

Вовлечение  одарённых  обучающихся к участию в школьных, районных  олимпиадах, в предметных неделях , конкурсах, выставках, соревнованиях  с целью максимальной реализации их потенциальных возможностей.

Ежегодно

Учителя  – предметники, Зам.дир. по УВР

14

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, соревнований

Сентябрь- октябрь 2012

Управляющий совет

15

 Применение   здоровьесберегающих технологий в работе с детьми.

2012– 2015

Учителя- предметники

16

Проведение  педагогических  консультаций с родителями одарённых детей, детей с высоким уровнем мотивации,  проведение родительских  собраний, дней открытых дверей

2012 – 2015

Учителя  – предметники,              зам.дир. по УВР

17

 Активизация  работы научного общества обучающихся и учителей «Шанс» в учебном году

постоянно

Рук.НОУ

18

 Подготовка и проведение предметных недель

По графику

Учителя – предметники,

19

Подготовка и проведение школьной научно-практической конференции

 Март - апрель

Рук.НОУ

20

Участие школьников в Интернет-конкурсах, проектах, викторинах, смотрах

В течение года

Учителя- предметники

21

Обобщение опыта работы учителей, работающих с одарёнными детьми, распространение опыта работы с одарёнными детьми

Ежегодно

Зам.дир. по УВР, учителя - предметники

22

Участие в международной игре  по математике «Кенгуру», «Русский медвежонок», «КИТ », «LEONARDO» и других конкурсах по предметам

Февраль-март

Учителя- предметники, администрация

23

Участие в районном  конкурсе «Ученик года»

Февраль- март

Учителя – предметники, Зам.дир. по УВР

24

Участие обучающихся в школьных, районных  творческих конкурсах и спортивных мероприятиях

постоянно

Учителя- предметники,

25

Организация и проведение школьных спартакиад, соревнований

В течение года

Классные руководители, учитель физкультуры

26

Организация и проведение классных, школьных интеллектуальных  и творческих конкурсов

В  течение года

Классные руководители

27

Ведение   элективных  и  факультативных курсов

2012 – 2015

Администрация

28

Пополнение банка педагогической информации по работе с одарёнными детьми

постоянно

Учителя- предметники

29

Активное внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, систематизация образовательных технологий по работе со способными и одаренными детьми

В течение года

Учителя- предметники

30

Оформление и пополнение стенда «Ими гордится школа»

В конце года

Зам.дир по ВР

31

Проведение проблемных заседаний предметных методических объединений по выявлению системы работы со способными детьми

В течение года

Руководители  МО

32

Создание банка  творческих работ обучающихся по итогам научно-практических конференций,  конкурсов.

В конце года

Учителя- предметники,   Зам.дир по УВР

33

Целенаправленная подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, соревнованиям.

В течение года

Учителя- предметники,  Зам.дир по УВР

34

Активное  внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения на уроках

постоянно

Учителя- предметники              Зам.дир по УВР

35

Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. Формирование раздела «Одаренные дети»

2012-2015

Зам.дир по УВР

36

Подготовка педагогических характеристик на каждого одарённого школьника, составление индивидуальной программы обучения

2012-2015

 

Учителя –предметники

37

Анализ результативности с одарёнными обучающимися:

  • на совещании при директоре
  • методических объединениях
  • на административном совещании
  • педсовете

2012-2015

Зам.дир по УВР

 


 

 

9.Контроль и учёт эффективности реализации данной  программы.

Организация контроля за реализацией  программы осуществляется в виде:

  • предметного контроля;
  • процессуального контроля;
  • контроля по результатам реализации программы.

Результативность работы в течение года анализируется на:

  • совещании при директоре;
  • методических объединениях;
  • административном совещании;
  • педсовете.
  • научно – практической  конференции

 

Приложение 1

 

Карта одарённого учащегося

 

1.Фамилия, имя, отчество учащегося:  

 

2.Состав семьи, ее структура: полная, единственный ребёнок в семье.

3. Взаимоотношения в семье: доверительные, основанные на взаимопонимании, тёплые.

Наличие отклонений от норм поведения в семье: не наблюдались.

4.Культурный уровень семьи: высокий, оба родителя имеют высшее образование.

6.Воспитательный потенциал семьи : высокий, уделяют большое внимание обучению, развитию ребёнка как в школе так и дома.

7. Характер ребенка: лидер.

 Качества личности (положительные, отрицательные):

 положительные: веселый, готов помочь другу

отрицательные: высокая самооценка

8. Положение ребенка в коллективе: пользуется  авторитетом

 9.Учебная деятельность:

успеваемость:  имеет положительные отметки по всем предмет

мотивация обучения: школа первая ступень к знаниям, этап для осуществления своей мечты

посещаемость уроков: не пропускает уроки без уважительной причины способности к обучению: хорошие

познавательный интерес: высокий

10.Трудовая деятельность: наличие трудовых навыков

предпочитаемые виды труда: умственный

 участие в трудовых делах: самое активное

12.Получение дополнительного образования: музыкальная школа .

План индивидуальной работы с одарённым ребёнком.(пример)

 Учащийся ____ класса                   Учитель __________

 

 

Мероприятие

 

 

Сроки

Заполнение карты одаренного ребенка

сентябрь

Диагностика  обучающегося по следующим направлениям:

  • Творческое мышление
  • Предпочтительные виды деятельности
  • Диагностика задатков и склонностей (по В.П. Симонову)
 
  

Подготовка к школьному этапу Всероссийской олимпиады школьников

сентябрь -октябрь

Подготовка к муниципальному  этапу Всероссийской олимпиады школьников

октябрь - ноябрь

Индивидуальные занятия по русскому языку

еженедельно

Работа над творческим проектом

в течение года

Участие в олимпиадах, семинарах, открытых мероприятиях.

в течение  года

Индивидуальная подготовка к ГИА

в течение  года

Занятия с психологом

в течение года

 

 

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz