ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Основание для разработки: Федеральная целевая программа
«Дети России», муниципальная
программа «Одаренные дети»
Основные разработчики Администрация МКОУ
программы: Пимено – Чернянской СОШ
Цель программы:
1. Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного образования.
2. Формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.
Задачи программы:
- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки;
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;
- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
Ожидаемые результаты реализации программы
Реализации программа призвана способствовать:
- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов для работы с одарёнными детьми;
- созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;
- повышению качества образования и воспитания школьников;
- формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.
Основные мероприятия программы
- создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов для работы с одарёнными детьми;
- формирование системы работы с одаренными обучающимися;
- формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы.
- введение сквозных факультативных и специальных курсов;
- повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания.
- увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, НОУ, фестивалях; повышение показателей успешности детей на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях различного уровня .
- изменение показателей социального статуса, социального интеллекта и школьной успеваемости.
- нормативное и методическое обеспечение деятельности, направленной на работу с одаренными детьми
Сроки реализации Программы 2012 – 2015 гг.
1.Отличительные особенности одаренных детей
1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления. 2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность. 3.Испытывают радость от умственного труда.
2.Категории одаренных детей
1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
2.Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.
3.Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
3.Принципы работы с одаренными детьми 1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через работу в НОУ.
5.Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
6.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
4. Сроки реализации: 2012-2015 гг.
Этапы работы:
1 этап - аналитический - при выявлении одаренных детей учитываются их интересы и успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.
Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными обучающимися в классе.
2 этап - диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
Цель: апробация системы работы с одаренными обучающимися.
На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, зачеты, проектные задания и т.д.
3 этап - этап формирования, углубления и развития способностей обучающихся.
Цель : создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения для удовлетворения социального заказа родителей.
5.Основные направления реализации программы
- выявление одаренных обучающихся, заполнение карт одаренного ребенка (приложение 1);
- создание банка данных «Одаренные дети» ;
- разработка индивидуальных форм работы;
- внедрение в учебный процесс современных, интерактивных технологий;
- использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
- создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников школы при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;
- развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, районных, областных, всероссийских олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;
- включение старшеклассников в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, районные ученические конференции ;
- разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих инициатив учителей и обучающихся школы.
6.Условия успешной работы с одаренными учащимися.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми.
Учитель должен быть:
- увлечен своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
- знатоком во всех областях человеческой жизни.
7. Формы работы с одаренными учащимися.
- групповые занятия с сильными учащимися;
- конкурсы;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- научно-исследовательские конференции.
8. Мероприятия по реализации программы
№ | Мероприятие | Период исполнения | Ответственные |
1 | Откорректировать список одаренных детей с указанием предмета. | Сентябрь Октябрь 2012 | Классные руководители; учителя-предметники |
2 | Диагностика обучающихся по следующим направлениям: - Творческое мышление
- Толерантность
- Предпочтительные виды деятельности
- Доминирование левого и правого полушария
- Вы лидер?
- Диагностика задатков и склонностей (по В.П. Симонову)
- Поведенческая характеристика одарённых детей
- Тест ШТУР
| Ежегодно | Классные руководители |
3 | Проведение семинаров-практикумов с учителями по вопросам выявления одаренных детей обучающихся. Проведение совещания по результатам диагностирования способных, одарённых обучающихся. | Ежегодно Октябрь | Зам.дир.по УВР |
4 | Составление банка данных о школьниках, обучающихся на «5» и имеющих особые успехи в изучении отдельных предметов, соотношение данных результатов с результатами диагностики | Ежегодно | Учителя - предметники |
5 | Проведение тестирования учителей на склонность к работе с одарёнными детьми | первая четверть 2012 год | Зам.дир по УВР |
6 | Утверждение индивидуальных программ по работе с одарёнными детьми | 2012 – 2015 | Зам. директора по УВР |
7 | Осуществление контроля за выполнением образовательных программ и исследовательской деятельности одарённых детей | 2013 – 2015 | Администрация, руководители МО |
8 | Составление графика регулярных занятий с одарёнными обучающимися. | 2012– 2015 | Учителя – предметники, зам по УВР |
9 | Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одарёнными детьми | Постоянно | Библиотекарь, учителя- предметники |
10 | Расширение сети курсов по выбору с учётом способностей и запросов обучающихся | В течение года | Зам.дир. по УВР учителя - предметники |
11 | Осуществление индивидуального подхода к данной категории детей на уроках, используя дифференцированные карточки, ИКТ, дополнительный дидактический материал. Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей | Ежегодно | Учителя - предметники |
12 | Привлечение одарённых, обучающихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе. | 2012 – 2015 | Учителя - предметники |
13 | Вовлечение одарённых обучающихся к участию в школьных, районных олимпиадах, в предметных неделях , конкурсах, выставках, соревнованиях с целью максимальной реализации их потенциальных возможностей. | Ежегодно | Учителя – предметники, Зам.дир. по УВР |
14 | Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, соревнований | Сентябрь- октябрь 2012 | Управляющий совет |
15 | Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. | 2012– 2015 | Учителя- предметники |
16 | Проведение педагогических консультаций с родителями одарённых детей, детей с высоким уровнем мотивации, проведение родительских собраний, дней открытых дверей | 2012 – 2015 | Учителя – предметники, зам.дир. по УВР |
17 | Активизация работы научного общества обучающихся и учителей «Шанс» в учебном году | постоянно | Рук.НОУ |
18 | Подготовка и проведение предметных недель | По графику | Учителя – предметники, |
19 | Подготовка и проведение школьной научно-практической конференции | Март - апрель | Рук.НОУ |
20 | Участие школьников в Интернет-конкурсах, проектах, викторинах, смотрах | В течение года | Учителя- предметники |
21 | Обобщение опыта работы учителей, работающих с одарёнными детьми, распространение опыта работы с одарёнными детьми | Ежегодно | Зам.дир. по УВР, учителя - предметники |
22 | Участие в международной игре по математике «Кенгуру», «Русский медвежонок», «КИТ », «LEONARDO» и других конкурсах по предметам | Февраль-март | Учителя- предметники, администрация |
23 | Участие в районном конкурсе «Ученик года» | Февраль- март | Учителя – предметники, Зам.дир. по УВР |
24 | Участие обучающихся в школьных, районных творческих конкурсах и спортивных мероприятиях | постоянно | Учителя- предметники, |
25 | Организация и проведение школьных спартакиад, соревнований | В течение года | Классные руководители, учитель физкультуры |
26 | Организация и проведение классных, школьных интеллектуальных и творческих конкурсов | В течение года | Классные руководители |
27 | Ведение элективных и факультативных курсов | 2012 – 2015 | Администрация |
28 | Пополнение банка педагогической информации по работе с одарёнными детьми | постоянно | Учителя- предметники |
29 | Активное внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, систематизация образовательных технологий по работе со способными и одаренными детьми | В течение года | Учителя- предметники |
30 | Оформление и пополнение стенда «Ими гордится школа» | В конце года | Зам.дир по ВР |
31 | Проведение проблемных заседаний предметных методических объединений по выявлению системы работы со способными детьми | В течение года | Руководители МО |
32 | Создание банка творческих работ обучающихся по итогам научно-практических конференций, конкурсов. | В конце года | Учителя- предметники, Зам.дир по УВР |
33 | Целенаправленная подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, соревнованиям. | В течение года | Учителя- предметники, Зам.дир по УВР |
34 | Активное внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения на уроках | постоянно | Учителя- предметники Зам.дир по УВР |
35 | Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. Формирование раздела «Одаренные дети» | 2012-2015 | Зам.дир по УВР |
36 | Подготовка педагогических характеристик на каждого одарённого школьника, составление индивидуальной программы обучения | 2012-2015 | Учителя –предметники |
37 | Анализ результативности с одарёнными обучающимися: - на совещании при директоре
- методических объединениях
- на административном совещании
- педсовете
| 2012-2015 | Зам.дир по УВР |
|
| | |
9.Контроль и учёт эффективности реализации данной программы.
Организация контроля за реализацией программы осуществляется в виде:
- предметного контроля;
- процессуального контроля;
- контроля по результатам реализации программы.
Результативность работы в течение года анализируется на:
- совещании при директоре;
- методических объединениях;
- административном совещании;
- педсовете.
- научно – практической конференции
Приложение 1
Карта одарённого учащегося
1.Фамилия, имя, отчество учащегося:
2.Состав семьи, ее структура: полная, единственный ребёнок в семье.
3. Взаимоотношения в семье: доверительные, основанные на взаимопонимании, тёплые.
Наличие отклонений от норм поведения в семье: не наблюдались.
4.Культурный уровень семьи: высокий, оба родителя имеют высшее образование.
6.Воспитательный потенциал семьи : высокий, уделяют большое внимание обучению, развитию ребёнка как в школе так и дома.
7. Характер ребенка: лидер.
Качества личности (положительные, отрицательные):
положительные: веселый, готов помочь другу
отрицательные: высокая самооценка
8. Положение ребенка в коллективе: пользуется авторитетом
9.Учебная деятельность:
успеваемость: имеет положительные отметки по всем предмет
мотивация обучения: школа первая ступень к знаниям, этап для осуществления своей мечты
посещаемость уроков: не пропускает уроки без уважительной причины способности к обучению: хорошие
познавательный интерес: высокий
10.Трудовая деятельность: наличие трудовых навыков
предпочитаемые виды труда: умственный
участие в трудовых делах: самое активное
12.Получение дополнительного образования: музыкальная школа .
План индивидуальной работы с одарённым ребёнком.(пример)
Учащийся ____ класса Учитель __________
Мероприятие | Сроки |
Заполнение карты одаренного ребенка | сентябрь |
Диагностика обучающегося по следующим направлениям: - Творческое мышление
- Предпочтительные виды деятельности
- Диагностика задатков и склонностей (по В.П. Симонову)
| |
| |
Подготовка к школьному этапу Всероссийской олимпиады школьников | сентябрь -октябрь |
Подготовка к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников | октябрь - ноябрь |
Индивидуальные занятия по русскому языку | еженедельно |
Работа над творческим проектом | в течение года |
Участие в олимпиадах, семинарах, открытых мероприятиях. | в течение года |
Индивидуальная подготовка к ГИА | в течение года |
Занятия с психологом | в течение года |